Порядок организации и ведения гражданской обороны в организации
Готовое решение: Порядок организации и ведения
гражданской обороны в организации |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
|
|
КонсультантПлюс | Готовое решение | Актуально на 28.02.2024 |
|
Порядок организации и ведения гражданской обороны в организации
|
|
Ведением гражданской обороны должны заниматься все без исключения организации, но их обязанности различаются в зависимости от специфики их деятельности. Для решения задач в области гражданской обороны организации создают специальные структурные подразделения или назначают работников. В организации должны быть необходимые документы по гражданской обороне, в частности положение об организации и ведении гражданской обороны. Все организации обязаны проводить мероприятия в области гражданской обороны, в частности организовать обучение для специалиста по гражданской обороне. За невыполнение требований в области гражданской обороны может наступить административная ответственность. |
|
Оглавление:
1. Какие организации должны заниматься ведением гражданской обороны
2. Кто должен заниматься ведением гражданской обороны в организации
3. Какие документы по гражданской обороне должны быть в организации
4. Какие мероприятия в области гражданской обороны необходимо проводить в организации
5. Как организовать обучение по гражданской обороне в организации
6. Какая ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны
1. Какие организации должны заниматься ведением гражданской обороны
Все организации в пределах своих полномочий должны заниматься ведением гражданской обороны, в частности планировать и организовывать проведение соответствующих мероприятий и осуществлять подготовку (обучение) своих работников в области гражданской обороны (п. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне). Однако конкретный круг обязанностей по ведению гражданской обороны может различаться в зависимости от специфики деятельности организации и особых обстоятельств.
Особые обязанности в области гражданской обороны имеют организации (п. п. 2, 3 ст. 9 Закона о гражданской обороне):
· отнесенные к категории по гражданской обороне;
· эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением некоторых организаций.
Чтобы узнать, относится ли ваша организация к категории по гражданской обороне, рекомендуем обратиться с запросом в территориальные органы МЧС России.
|
Образец запроса о предоставлении информации об отнесении организации к категории по гражданской обороне |
|
Отдельные обязанности в области гражданской обороны установлены также для ряда организаций в п. 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны. К ним отнесены, в числе прочего, организации:
· необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (п. 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
· являющиеся вероятными целями при использовании современных средств поражения (п. 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
· продолжающие свою деятельность в военное время (п. 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
· предоставляющие населению коммунальные услуги (п. 16.11 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
· специализированные ритуальные организации (п. 16.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны).
На обязанности организации могут повлиять и особые обстоятельства. Например, дополнительные обязанности могут быть у организации, если она владеет определенным имуществом. К примеру, сетями и средствами радио-, проводного и телевизионного вещания или защитными сооружениями. Это следует из п. 8 Положения о гражданской обороне, п. п. 16.2, 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны.
Региональное законодательство и муниципальные нормативно-правовые акты также могут содержать положения, которые регулируют вопросы гражданской обороны (п. 1 ст. 3 Закона о гражданской обороне). Эти положения наряду с федеральным законодательством необходимо учитывать, чтобы определить круг обязанностей вашей организации при ведении гражданской обороны. Чтобы узнать о них, вы можете направить соответствующий запрос.
2. Кто должен заниматься ведением гражданской обороны в организации
Для решения задач в области гражданской обороны в организации должны быть созданы специальные структурные подразделения или назначены работники. Это нужно сделать независимо от организационно-правовой формы компании (п. 2 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 (далее - Положение N 782)).
Должна ли организация создать структурное подразделение по гражданской обороне или назначить работника (работников), зависит от того, отнесена ли она к категории по гражданской обороне. Чтобы узнать это, рекомендуем обратиться в территориальные органы МЧС России с соответствующим запросом.
2.1. Как создать структурное подразделение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Структурное подразделение по гражданской обороне нужно создать, только если организация отнесена к категории по гражданской обороне. Это подразделение отвечает в том числе и за действия в организации при чрезвычайных ситуациях (пп. "в" п. 3 Положения N 782).
Для создания подразделения рекомендуем:
1) издать приказ о создании отдела по делам гражданской обороны;
2) |
Образец приказа об организации гражданской обороны на предприятии (в организации) |
|
3) внести изменения в штатное расписание, например включить в него отдел по делам гражданской обороны;
4) разработать и утвердить положение об отделе по делам гражданской обороны;
5) разработать и утвердить должностные инструкции (п. 6 Положения N 782).
Нужно учесть, что руководитель структурного подразделения по гражданской обороне организации подчиняется непосредственно руководителю организации (п. 8 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного Приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 (далее - Положение N 230)).
Необходимо отметить, что работники этого подразделения должны быть освобожденными. Они не могут выполнять работу по гражданской обороне ни по совместительству, ни в порядке совмещения.
Количество работников в структурном подразделении зависит от общего количества сотрудников организации с учетом имеющихся у нее филиалов и представительств (п. 5.1.1 Положения N 230).
Количество работников в организации |
Количество освобожденных работников в подразделении |
До 500 человек включительно |
1 |
От 501 до 2 000 человек включительно |
2 - 3 |
От 2 001 до 5 000 человек включительно |
3 - 4 |
Свыше 5 001 человека |
5 - 6 |
2.2. Кто должен заниматься ведением гражданской обороны в филиале или представительстве
Если филиал или представительство соответствуют показателям, по которым сама организация относится к категории по гражданской обороне, то в них нужно назначить отдельных работников по гражданской обороне.
Количество таких работников зависит от количества сотрудников филиала или представительства (п. 5.2 Положения N 230):
· от 200 до 500 сотрудников включительно - 1 освобожденный работник;
· от 501 до 1 000 сотрудников включительно - 2 освобожденных работника;
· от 1 001 до 2 000 сотрудников включительно - 3 освобожденных работника;
· от 2 001 до 5 000 сотрудников включительно - 4 освобожденных работника;
· от 5 001 и более сотрудников - 5 освобожденных работников.
Отдельные работники по гражданской обороне представительств или филиалов организации подчиняются руководителю представительства или филиала (п. 8 Положения N 230).
2.3. Как назначить специалиста по гражданской обороне
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, создавать отдельное структурное подразделение по гражданской обороне не требуется. Достаточно ввести в организации должность специалиста по гражданской обороне и оформить приказ о его назначении.
|
Образец приказа о введении должности "специалист по гражданской обороне" |
|
Этот работник может по совместительству выполнять и другие функции в организации, то есть быть неосвобожденным (п. 5.3 Положения N 230). Например, можно поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда или кадровому специалисту при условии их соответствующей подготовки. При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации (п. 5.1.2 Положения N 230).
Требования к квалификации работников структурного подразделения, специалиста по гражданской обороне определены, в частности, п. 9 Положения N 230, п. 5 Положения N 782, Профессиональным стандартом "Специалист по гражданской обороне" (утв. Приказом Минтруда России от 27.10.2020 N 748н; далее - профстандарт). Специалист по гражданской обороне обязан пройти курсовое обучение и иметь соответствующую справку.
Организации должны самостоятельно разработать и утвердить должностную инструкцию указанного специалиста (п. 6 Положения N 782). В ней необходимо перечислить его обязанности, например: проведение вводного инструктажа, разработка программы курсового обучения, его проведение. При разработке должностной инструкции целесообразно использовать упомянутый профстандарт.
Трудовой договор со специалистом по гражданской обороне составляется без каких-либо особенностей и должен содержать все обязательные условия, предусмотренные ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
Такие специалисты подчиняются непосредственно руководителю организации (п. 8 Положения N 230).
3. Какие документы по гражданской обороне должны быть в организации
Во всех без исключения организациях должны быть как минимум следующие документы по гражданской обороне:
1) положение об организации и ведении гражданской обороны в организации. Это документ, который определяет порядок подготовки к ведению гражданской обороны. Его утверждает руководитель организации на основании Положения об организации и ведении гражданской обороны (п. 4 Положения о гражданской обороне, п. 5 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
2) |
Форма положения об организации и ведении гражданской обороны |
|
3) годовой план, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации (п. 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны). Этот план разрабатывает структурное подразделение (работники) организации, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Затем план согласовывает орган местного самоуправления, а в некоторых случаях его дополнительно согласовывает федеральный орган исполнительной власти - для организаций, находящихся в ведении этого органа (п. 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
4) документы об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны. Как минимум это приказ о назначении и должностная инструкция - документы, которые позволяют назначить специалиста по гражданской обороне (в случае, когда создание отдельного структурного подразделения не требуется). При наличии этих документов вы сможете подтвердить выполнение требований о назначении этих работников;
5) локальный нормативный акт организации, в котором установлена численность работников организации, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (п. 7 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны N 230);
6) программа вводного инструктажа по гражданской обороне (пп. "г" п. 5 Положения N 841);
7) документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками в течение первого месяца их работы (пп. "г" п. 5 Положения N 841).
Для отдельных организаций установлена обязанность подготовить иные документы, например:
1) положение о спасательных службах организации (если они создаются в организации в силу специфики ее деятельности). Это могут быть, например, медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная и другие службы. Их вид и количество определяются на основании расчета объема и характера выполняемых задач. Данные положения утверждаются руководителем организации и согласовываются с органом местного самоуправления и руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования (п. 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
2) положение об эвакуационной комиссии организации (если она создается в организации в силу специфики ее деятельности). Комиссия создается в организации ее руководителем в мирное время для целей планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий. Положение об эвакуационной комиссии организации утверждается руководителем организации (п. п. 9, 11 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
3) планы гражданской обороны организации. Такие планы определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время (п. п. 5, 6 названного Положения).
4. Какие мероприятия в области гражданской обороны необходимо проводить в организации
Все организации в пределах своих полномочий должны планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне (п. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне). Конкретный перечень обязательных мероприятий может отличаться в зависимости от того, есть ли у организации особые обязанности в области гражданской обороны.
Все без исключения организации обязаны:
1) проводить мероприятия по подготовке своих работников в области гражданской обороны (п. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне);
2) назначать структурные подразделения (работников) по гражданской обороне, разрабатывать и утверждать их должностные обязанности и штатное расписание (п. 12 Положения об организации и ведении гражданской обороны);
3) создавать и поддерживать в рабочем состоянии учебную материально-техническую базу для подготовки работников в области гражданской обороны (п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны, пп. "г" п. 5 Положения N 841);
4) создавать и совершенствовать систему оповещения работников (п. 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны, п. 7 Положения о системах оповещения населения, утв. Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020).
Для самопроверки факта проведения обязательных мероприятий в области гражданской обороны можно воспользоваться проверочным листом, утвержденным Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61, который содержит список контрольных вопросов для осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны.
Правовое регулирование в области гражданской обороны, согласно п. 1 ст. 3 Закона о гражданской обороне, осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне соответственно регионального и местного уровней (п. п. 1, 2 ст. 8 Закона о гражданской обороне). Также согласно позиции МЧС России органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны на территории соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.
Поэтому для уточнения своих обязанностей в области гражданской обороны на региональном и местном уровне вы можете обратиться с запросом в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Форма запроса законодательством РФ не установлена, вы можете составить его в произвольной форме.
Пример запроса информации об обязанностях организации в области гражданской обороны В Администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области от Общества с ограниченной ответственностью "Лирика" (ООО "Лирика") Алексеевский проезд, дом 288, Рязанская область, село Константиново, 391103 Тел. +7 49137 8-36-63 E-mail: office@lirika_konstantinovo.ru
Запрос об обязанностях в области гражданской обороны
Прошу предоставить информацию об обязанностях нашей организации (ОКВЭД 90.04.2 - деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания) в области гражданской обороны, установленных действующим региональным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами. В том числе прошу предоставить перечень мероприятий, обязательных к проведению в этом году.
Генеральный директор Осипов
Д.М. Осипов 06.10.2023 |
4.1. Какие мероприятия обязаны проводить только определенные организации
Некоторые мероприятия по гражданской обороне должны проводить только определенные организации, например:
· установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. Эта обязанность распространяется на организации, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей, например гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м (п. 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны, п. п. 4, 11 Положения, утв. Приказом МЧС России N 428, МВД России N 432, ФСБ России N 321 от 31.05.2005);
· строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций. В частности, их обязаны создавать организации, имеющие мобилизационные задания и отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне (п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны, п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309);
· накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций, а также разработку планов выдачи и распределения этих средств работникам организаций в установленные сроки (п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны). Эти мероприятия проводят, в частности, организации, которые осуществляют свою деятельности на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов (п. п. 6, 7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543).
4.2. Какой порядок проведения ежегодного инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях в организации
Ежегодный инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях (ежегодный инструктаж по ЧС) проводят все организации, которые используют в своей деятельности наемный труд (работников) (ч. 2 ст. 20 Закона о защите от ЧС, п. 1.4 Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС).
МЧС России довело до организаций Примерный порядок реализации инструктажа по ЧС. Он не содержит обязательных предписаний (Письмо МЧС России от 27.10.2020 N ИВ-11-85). Однако рекомендуем его придерживаться.
Для проведения ежегодного инструктажа по ЧС рекомендуется (п. п. 2.1 - 2.3 Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС):
· назначить ответственное лицо. Им может быть работник, уполномоченный на решение задач в области защиты от ЧС, руководитель занятий по ЧС или руководитель организации (при условии, что он прошел соответствующую подготовку);
· разработать и утвердить у руководителя организации программу проведения инструктажа по ЧС и форму журнала учета его прохождения. В качестве образца вы можете воспользоваться примерной программой инструктажа по ЧС и формой журнала учета инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях.
Продолжительность ежегодного инструктажа по ЧС (количество отводимых на него часов) организация определяет сама в программе инструктажа в зависимости от объема информации, которую необходимо донести. На это могут повлиять, например, особенности деятельности организации, ее месторасположение, положения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Это следует из п. п. 2.4, 2.5 Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС.
После проведения вводного инструктажа по ЧС инструктор в устной форме производит опрос инструктируемых лиц, заполняет журнал учета и вносит в него отметку "ЗАЧЕТ" или "НЕЗАЧЕТ". Работник ставит свою подпись в соответствующей графе. В случае получения отметки "НЕЗАЧЕТ" работник все равно допускается к работе, но в течение 30 дней следует повторно провести инструктаж (п. п. 2.6, 3.2 Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС).
По мнению специалистов МЧС России, допустимо ведение единого журнала учета вводного инструктажа по ГО и инструктажей по ЧС (в том числе ежегодного). При этом сбор подписей инструкторов и инструктируемых лиц рекомендуется оформлять по каждому виду инструктажа раздельно (Официальный сайт МЧС России, Разъяснения, приложенные к Письму МЧС России от 05.02.2021 N М-11-184).
5. Как организовать обучение по гражданской обороне в организации
Все организации в пределах своих полномочий должны осуществлять подготовку своих работников в области гражданской обороны (п. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне).
При этом все без исключения организации осуществляют:
· организацию подготовки специалиста по гражданской обороне организации (п. 5 Положения N 782, п. 17 Перечня, утв. Приказом МЧС России от 24.04.2020 N 262);
· организацию и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне (п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны, пп. "г" п. 5 Положения N 841);
· учения и тренировки по гражданской обороне в виде объектовых тренировок и специальных учений или тренировок по противопожарной защите в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, утв. Приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565 (п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны, пп. "г" п. 5 Положения N 841, п. п. 13, 14 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, утв. Приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565).
Отдельные организации проводят курсовое обучение по гражданской обороне для личного состава формирований и служб, которые создаются в этих организациях (пп. "г" п. 5 Положения N 841, п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны). Например, организации, которые отнесены к категориям по гражданской обороне, создают нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и обучают их личный состав (п. 2 ст. 9 Закона о гражданской обороне, п. п. 2, 9 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утв. Приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701).
5.1. Как организовать обучение специалиста по гражданской обороне
Специалист по гражданской обороне должен иметь соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 5 Положения N 782, п. 9 Положения N 230).
Такая подготовка проводится в форме курсового обучения (п. 2.4 Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденных МЧС России 02.12.2015 N 2-4-87-46-11 (далее - Рекомендации по курсовому обучению)):
· в организациях, которые обучают по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
· учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;
· на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Чтобы направить специалистов по гражданской обороне на обучение, необходимо (п. 2.5 Рекомендаций по курсовому обучению):
1) издать приказ о направлении работника на курсовое обучение;
2) |
Образец приказа о направлении специалиста по гражданской обороне на курсовое обучение |
|
3) направить до 1 сентября текущего года в организацию, осуществляющую курсовое обучение, письмо с приложенной к нему заявкой на обучение специалистов по гражданской обороне;
4) |
Образцы письма и заявки в организацию, осуществляющую курсовое обучение |
|
5) получить от организации, осуществляющей курсовое обучение, выписку, подтверждающую зачисление на курсовое обучение. Только после этого специалистов по гражданской обороне можно направить на обучение.
Продолжительность обучения работников, осуществляющих обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, - 24 - 36 часов. Это установлено Примерной программой курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14.
По окончании курсового обучения выдается справка (п. 2.11 Рекомендаций по курсовому обучению), которая подтверждает право выполнять работу по гражданской обороне.
В дальнейшем не реже одного раза в пять лет надо направлять этого специалиста на повторное курсовое обучение или дополнительное профессиональное образование (п. 4, пп. "г" п. 5 Положения N 841, п. 2.3 Рекомендаций по курсовому обучению). Направление на повторное курсовое обучение производится в том же порядке.
Дополнительное профессиональное образование может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Возможно также сетевое обучение (Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, утвержденная МЧС России 30.10.2020 N 2-4-71-11-10).
Ежегодно до 15 января по состоянию на 1 января и до 15 июня по состоянию на 1 июня текущего года рекомендуется представлять в органы местного самоуправления доклад об организации и итогах подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по форме 1/ОБУЧ-П (Организационно-методические рекомендации по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории РФ в 2021 - 2025 годах (утв. МЧС России 30.12.2020 N 2-4-71-36-11)).
5.2. Как провести курсовое обучение по гражданской обороне в организации
Организация, в которой созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО), нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ), спасательные службы, проводит курсовое обучение по гражданской обороне для личного состава этих формирований и служб (пп. "г" п. 5 Положения N 841).
Для проведения курсового обучения скомплектуйте учебные группы численностью не более 25 человек. Учтите при этом виды формирований и служб (абз. 2, 4 п. 2.6 Рекомендаций по курсовому обучению).
Для проведения курсового обучения необходимо:
1) создать учебно-материальную базу (пп. "г" п. 5 Положения N 841).
Такая база включает (п. 7.1 Примерной программы НФГО, п. 6.1 Примерной программы спасательных служб, п. 7.1 Примерной программы НАСФ):
· учебный кабинет (многопрофильный класс), натурный участок местности и (или) учебные площадки;
· средства обеспечения учебного процесса: приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и пр.
Полный перечень учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса, включенных в учебно-материальную базу, приведен в п. п. 2.4, 2.5, разд. 11 Примерного порядка определения состава учебно-материальной базы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
2) разработать и утвердить программу курсового обучения с учетом особенностей деятельности организации на основе примерных программ, утвержденных МЧС России (пп. "г" п. 5 Положения N 841).
МЧС России утверждены, в частности, Примерные программы курсового обучения в области гражданской обороны личного состава:
· нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-26-11);
· спасательных служб (утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-25-11);
· нештатных аварийно-спасательных формирований (утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-28-11);
· |
Образец приказа об утверждении программы курсового обучения личного состава спасательной службы организации |
|
3) утвердить форму журнала учета занятий по курсовому обучению.
В журнале учета руководитель занятий отмечает посещаемость занятий сотрудниками, итоги сдачи нормативов и др. (п. 2.10 Рекомендаций по курсовому обучению). Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения (п. 3.2 Примерной программы НФГО, п. 3.2 Примерной программы спасательных служб, п. 3.2 Примерной программы НАСФ).
Можно использовать форму журнала учета, приведенную в Приложении 3 к Рекомендациям по курсовому обучению;
|
Образец журнала учета занятий по курсовому обучению в области гражданской обороны |
|
4) издать приказ о проведении курсового обучения.
Этим приказом необходимо определить состав преподавателей, инструкторов, списки учебных групп, расписание занятий, назначить руководителей занятий (п. 2.9 Рекомендаций по курсовому обучению, п. 3.1 Примерной программы НФГО, п. 3.1 Примерной программы спасательных служб, п. 3.1 Примерной программы НАСФ).
К расписанию занятий по гражданской обороне специальных требований нет. Обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и нештатных аварийно-спасательных формирований рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, кроме месяцев массовых отпусков, в рабочее время в объеме не менее 15 и 20 часов в год соответственно (п. 3.1 Примерной программы НФГО, п. 3.1 Примерной программы НАСФ).
Что касается обучения личного состава спасательных служб, то его рекомендуется проводить ежегодно в рабочее время в объеме не менее 30 часов (п. 3.1 Примерной программы спасательных служб).
|
Образец приказа о проведении курсового обучения личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования организации |
|
При обучении следует обеспечить безопасность работников, не допустить их травматизма, обеспечить сохранность техники, оборудования, снаряжения и инструментов. Особенно внимательно следует отнестись в том числе к безопасной эксплуатации и обслуживанию техники и к работе в СИЗ (п. 3.3 Примерной программы НФГО, п. 3.3 Примерной программы спасательных служб, п. 3.3 Примерной программы НАСФ).
Для обеспечения безопасности необходимо, в частности (п. 3.3 Примерной программы НФГО, п. 3.3 Примерной программы спасательных служб, п. 3.3 Примерной программы НАСФ):
· четко организовать проведение занятий;
· точно соблюдать требования безопасности, положения руководств, приказов и распоряжений прямых начальников.
Руководителям занятий необходимо установить требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, СИЗ и приборами на занятиях. Важно своевременно доводить эти требования и добиваться их строгого выполнения.
Ежегодно до 15 января по состоянию на 1 января и до 15 июня по состоянию на 1 июня текущего года рекомендуется представлять в органы местного самоуправления доклад об организации и итогах подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по форме 1/ОБУЧ-П (Организационно-методические рекомендации по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории РФ в 2021 - 2025 годах (утв. МЧС России 30.12.2020 N 2-4-71-36-11)).
|
См. также: Как организовать и провести вводный инструктаж по гражданской обороне |
|
6. Какая ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны
За невыполнение организацией требований и мероприятий в области гражданской обороны может наступить административная ответственность по ст. 20.7 КоАП РФ.
Например, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в виде штрафа в размере:
· для должностных лиц организации - от 10 000 до 20 000 руб.;
· для организации - от 100 000 до 200 000 руб.
В частности, к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ могут привлечь за следующие нарушения:
· отсутствует положение об организации и ведении гражданской обороны (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2022 N 16-2958/2022);
· работник организации, выполняющий работу по гражданской обороне, не прошел соответствующую подготовку в области гражданской обороны (не представлены подтверждающие документы) (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2021 N 16-4647/2021);
· организация, которая эксплуатирует опасные производственные объекты I класса опасности, не обеспечила создание локальной системы оповещения (Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.08.2022 N 16-5817/2022).