Организация подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС)
Статья: Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС) |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
|
|
Актуально на 09.02.2024 |
|
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (ГО И ЧС)
Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне)).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон о ЧС) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Подготовка и защита населения, материальных и культурных ценностей в случае чрезвычайной ситуации осуществляется в том числе специальными подразделениями, созданными в организациях.
К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абз. 8 ст. 1 Закона о гражданской обороне).
Рассмотрим порядок их создания и деятельности.
Создание в организации подразделения в области ГО
Организации, в частности, имеют полномочия:
- по планированию и организации проведения мероприятий по гражданской обороне;
- по осуществлению подготовки своих работников в области гражданской обороны;
- созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне, п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841).
Обращаем внимание, что на основании п. 2 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782, структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
Согласно п. 5.1 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утв. Приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 (далее - Положение о подразделениях ГО), количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учетом численности ее представительств и филиалов определяется по следующим нормам:
- в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне:
до 500 человек включительно - 1 освобожденный работник;
от 501 до 2 000 человек включительно - 2 - 3 освобожденных работника;
от 2 001 до 5 000 человек включительно - 3 - 4 освобожденных работника;
свыше 5 001 человека - 5 - 6 освобожденных работников.
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации. При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно (п. 5.3 Положения о подразделениях ГО).
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий
по гражданской обороне (НФГО)
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) - формирования, создаваемые организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (абз. 5 ст. 1 Закона о гражданской обороне).
Обязанность создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне возложена на организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (п. 2 ст. 9 Закона о гражданской обороне).
Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Согласно п. 7 Положения о подразделениях ГО численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.
Приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 утвержден Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - Порядок создания НФГО). В соответствии с п. п. 4 - 6 Порядка создания НФГО состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из Примерного перечня создаваемых НФГО (Приложение N 1 к Порядку создания НФГО) и Примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (Приложение N 2 к Порядку создания НФГО). Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
- определяют организации, создающие НФГО;
- организуют создание и подготовку НФГО;
- осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;
- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
Согласно п. п. 8, 9 Порядка создания НФГО органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
- определяют организации, создающие НФГО;
- организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;
- организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;
- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
Организации:
- создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;
- осуществляют обучение личного состава НФГО;
- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
К примеру, согласно п. 5 разд. I и п. 3 разд. III Положения о порядке создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Канске (утв. Постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 11.04.2023 N 402) состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (далее - организации) исходя из примерного перечня создаваемых НФГО и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Личный состав НФГО комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НФГО на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях НФГО доукомплектовываются невоеннообязанными.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны подразделяются:
- по подчиненности: на территориальные и организаций;
- по численности: на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.
Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения соответствующей территории.
Деятельность подразделений в области ГО
На основании п. п. 3 - 3.8 Положения о подразделениях ГО основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций являются:
- организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной;
- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
- организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- участие в организации создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные к категориям по гражданской обороне;
- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
В п. п. 4 - 4.2.3 Положения о подразделениях ГО содержатся конкретные полномочия структурных подразделений (работников) по гражданской обороне в зависимости от того, относятся ли эти организации к категориям по гражданской обороне.
В частности, организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне:
- организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Защита от чрезвычайных ситуаций
В соответствии со ст. 14 Закона о ЧС организации, в частности, обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;
- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством РФ, и т.д.
Из разд. 3 Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 N 4) следует, что прогнозируемые, а также возникающие вне прогноза техногенные и природные ЧС требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Своевременное оповещение и информирование населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае их возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь среди населения и материального ущерба. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения в составе РСЧС.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение о системе предупреждения и ликвидации ЧС).
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (п. п. 2, 3 Положения о системе предупреждения и ликвидации ЧС).
Согласно п. 22 Положения о системе предупреждения и ликвидации ЧС информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, является Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (п. 1 Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 N 11 (далее - Положение о комиссии по ЧС)).
Согласно п. 4 Положения о комиссии ЧС Комиссия, в частности:
- рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации ЧС;
- организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС и обеспечение пожарной безопасности;
- разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Ряд вопросов о функционировании систем оповещения населения и поддержании их в состоянии постоянной готовности содержится в Методических рекомендациях по поддержанию в постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утв. МЧС России от 20.12.2023 N 1.
Подготовлено на основе материала
П.С. Долгополова,
ООО "СевИнтелИнвест"